К 80-тилетию Уральской государственной консерватории в большом концертном зале 16-17 декабря состоится премьера оперы Евгения Кармазина «Белые ночи», по мотивам одноименного произведения Ф.М. Достоевского, либретто К. Рубинского.
«Белые ночи» — это уникальный совместный проект творческих коллективов Театра современной оперы, Камерного театра объединенного музея писателей Урала и Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, получивший поддержку Министерства культуры Свердловской области.
Современный музыкальный театр позиционируется как принципиально новое музыкальное пространство с высочайшим эмоциональным воздействием на зрителей. Для Екатеринбурга — это еще один очаг современной музыкальной культуры, призванный восполнить сложившийся дефицит репертуарных театров, способствующих повышению духовно-нравственного уровня жителей города.
«Белые ночи» — это не просто опера, это — опера XXI века во всем ее многообразии, создающая новые условия восприятия, при которых зритель не только получает максимальное количество и качество эмоций, но, что важнее, проживает состояния героя, пребывая внутри действия.
«К сожалению, в настоящее время под „современным искусством“ часто понимается нечто эпатажное, эгоистичное, малоталантливое и провокационное. Наша задача, доказать, что современное академическое музыкальное искусство может быть глубоким и высоконравственным и сможет достойно представлять XXI век следующим поколениям. Сегодня, в основном происходит лишь поверхностное обновление жанра за счет изменения костюмов, декораций, режиссерской интерпретации... Не меняется лишь главное — музыкальный язык» — говорит Евгений Кармазин — композитор оперы и художественный руководитель Театра современной оперы и старший преподаватель УГК им. М.П. Мусоргского, кафедры композиции.
На вопрос, почему «Белые ночи» Ф.М. Достоевского, ответ возникает мгновенно. А потому что светло, возвышенно и глубоко. Потому что радостно. Потому что даже ночи — белые. Потому что герой Мечтатель, наивный и трогательный, как ребенок. Потому что каждый продолжает оставаться ребенком и мечтателем, но часто забывает об этом. Потому что первая любовь и первое разочарование. Потому что искренне. Единственное желание авторов, разделить со зрителями те эмоции и ощущения героев, которые позволят вспомнить каждому все то, что делает людей счастливыми в нынешний непростой и торопливый XXI век.
Одно из самых светлых произведений Ф.М. Достоевского — «Белые ночи», получает новое лирическое воплощение в опере Евгения Кармазина на либретто Константина Рубинского. По определению авторов, название повести для них символично — даже ночь в этой истории светла. И под этим белым небом может произойти чудо любви, — где, как не в сказочном Петербурге раннего Достоевского, который еще практически лишен в «Белых ночах» мрачности, «надрыва» и тоски?
Известная многим история главных героев Мечтателя и Настеньки в сентиментальном романе Ф.М. Достоевского, приобретает в опере новые качества. Добавляется ряд важных подробностей о жизни Мечтателя. Он одинок и беден. Свое одиночество он скрашивает тем, что постоянно общается с домами, слушая их рассказы. Мечтатель влюблен в женский образ, голос которого постоянно слышит во сне, волшебный и манящий. Ему не дает покоя это чувство томления и страсти. В одну из белых ночей он вновь просыпается от щемящей тоски и нежности... Он вновь слышит Ее голос! Его что-то притягивает и завораживает. Беспокойство Мечтателя столь велико, что стены маленькой квартиры как будто сдавливают его. Сам того не сознавая, он выбегает из дома и... начинается первая и последняя любовная история в его жизни.
Где реальность, а где искусство? Где подлинная любовь, а где — мечта? Где правда жизни, а где трепетный идеал? Провести зыбкую границу между этими понятиями и предстоит зрителю и слушателю оперы.